Утверждаю
Директор МОУ СОШ №10
_____________О.Н.Коноплев
«___» __________2006
Положение о школьной библиотеке Муниципального
Образовательного Учреждения «Средняя
общеобразовательная школа №10».
1.1 Школьная библиотека является структурным подразделением школы, участвующим
в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.
1.2. Школьная библиотека (в дальнейшем
именуемая библиотекой) руководствуется в своей деятельности федеральными
законами ,указами и распоряжениями Президента Российской Федерации,
постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями
и положениями Министерства образования и науки Российской Федерации, Типовым
положением школы ,Уставом школы и настоящим Положением о школьной библиотеке
МОУ СОШ №10, утвержденным директором школы.
1.3. Деятельность библиотеки организуется и
осуществляется в соответствии с российскими культурными и образовательными традициями,
а также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим многообразием.
1.4. Деятельность библиотеки отражается в
Уставе школы. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными
документами учитывается при лицензировании школы.
1.5. Деятельность библиотеки основывается
на принципах демократии ,гуманизма, гражданственности, свободного развития
личности.
1.6. Библиотека доступна и бесплатна для
читателей: учителей, учащихся и других работников школы. Удовлетворяет запросы
родителей на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом
имеющихся возможностей.
1.7.Порядок пользования источниками
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются
настоящим Положением о школьной библиотеке и Правилами пользования школьной
библиотекой, утвержденными директором школы.
1.8. Школа несет ответственность за
доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.9. Организация обслуживания читателей
библиотеки производится в соответствии с правилами техники безопасности и
противопожарными ,санитарно-гигиеническими требованиями.
1.10. Основные цели школьной библиотеки
соотносятся с целями общеобразовательного учреждения:
- формирование общей культуры
личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания
образовательных программ;
- их адаптация к жизни в
обществе, создания основы для осознанного выбора и последующего освоения
профессиональных образовательных программ;
- воспитание гражданственности,
трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,
Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
Задачи библиотеки:
1. Обеспечение пользователям доступа к
информации, знаниями, идеям, культурным ценностям.
2. Обеспечение образовательного процесса,
самообразования в соответствии с образовательными программами, информационными
ресурсами на различных носителях:
- бумажном (книжный фонд,
фонд периодических изданий)
-иными
3. Формирование, накопление, обработка, систематизация
фонда и носителей информации.
4. Организация оперативного
библиотечно-информационного обслуживания в соответствии с запросами читателей.
5. Организация и ведение
справочно-поискового аппарата: каталогов, картотек, баз данных.
6. Воспитание библиотечно-информационной
культуры, дифференцированное обучение современным методам работы с источниками
информации.
7. Формирование навыков независимого
библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке
информации.
8. Совершенствование номенклатуры
предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных
технологий (компьютеризация), формирование компьютерной библиотечной среды,
совершенствование библиотечной этики.
Основные функции:
Основные функции школьной библиотеки –
образовательная ,информационная, культурная. Библиотека распространяет знания и
другую информацию, формирует библиотечно-библиографическую и информационную
культуру учащихся, участвует в образовательном процессе.
а) Формирует фонд библиотечно-библиографических и
информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами
школы:
- комплектует универсальный фонд учебными,
художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными
документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации;
- пополняет фонд информационными ресурсами
сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
б) создает информационную продукцию:
- организует и ведет
справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический),
тематические картотеки, электронный каталог.
в) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
- организует обучение навыкам независимого
библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции
комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией;
- оказывает информационную поддержку в решении
задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой
деятельности;
- организует массовые мероприятия,
ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует
развитию критического мышления;
г) осуществляет дифференцированное
библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и
удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- организует доступ к банку педагогической
информации на любых носителях, просмотр электронных версий педагогических
изданий;
- осуществляет обзоры новых поступлений;
д) осуществляет библиотечно-информационное
обслуживание родителей:
- удовлетворяет по мере возможностей
читательские запросы;
- консультирует по вопросам детского чтения;
знакомит с нормативной, медицинской, педагогической информацией.
Организация деятельности школьной
библиотеки.
1. Библиотека является структурным
подразделением школы.
2. Структура библиотеки может включать помимо
отделов (абонемент, читальный зал),
инновационные отделы и сектора, отделы учебников.
3. Библиотечно-информационное обслуживание
осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с
учебными и воспитательными планами школы, программами, проектами и планом
работы библиотеки.
4. Библиотека вправе предоставлять платные
библиотечно-информационные услуги,
перечень которых определяется уставом школы. Положение о платных услугах
составляется заведующей библиотекой и утверждается директором школы.
5. Денежные средства, заработанные
библиотекой, расходуются на нужды библиотеки.
6. В целях обеспечения модернизации
библиотеки в условиях информатизации образования школа обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием
библиотечно-информационных ресурсов;
- необходимыми служебными и производственными
помещениями в соответствии со структурой библиотеки и действующими нормативами
по технике безопасности эксплуатации компьютера (отсутствие высокой влажности,
запыленности помещения, корозионно-активных примесей или электропроводящей
пыли) в соответствии с положениями СанПин;
- современной оргтехникой;
- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и
оборудования библиотеки;
7. Общеобразовательное учреждение создает
условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
8. Ответственность за систематичность и
качество комплектование основного фонда библиотеки. Комплектования учебного
фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических
изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет
директор школы.
9. Режим работы библиотеки определяется
заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы.
При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение
- двух часов рабочего времени на выполнение
внутрибиблиотечной работы;
- один раз в месяц проводится санитарный
день, в который обслуживание читателей
не производится;
- один раз в месяц выделяется методический
день для заведующего библиотекой.
10. В целях обеспечения рационального
использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством школьная
библиотека взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской
Федерации.
Управление. Штаты.
1. Управление библиотекой образовательного учреждения
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
Уставом школы.
2. Общее руководство и контроль за
деятельностью библиотеки осуществляет заместитель директора школы по УВР.
Директор утверждает нормативно-технологическую документацию.
3. Руководство библиотекой осуществляет
заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей
компетенции перед обществом и руководителем школы, обучающимися, их родителями
за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями,
трудовым договором и уставом школы.
4. Заведующий библиотекой назначается
директором школы, является членом педсовета и входит в состав педагогического
совета школы.
5. Методическое сопровождение деятельности
библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам
органа управления образованием, учреждения системы переподготовки и повышения
квалификации, регионального информационного центра.
6. Заведующая библиотекой разрабатывает и
предоставляет директору школы на утверждение следующие документы:
а) положение о библиотеке, правила
пользования библиотекой;
б) структуру и штатное расписание библиотеки,
которые разрабатываются на основе объемов работ определенных положением о
конкретной школьной библиотеке с использованием «Межотраслевых норм времени на
процессы, выполняемые в библиотеках» (постановление Министерства труда и
социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. №6);
в) положение о платных услугах библиотеки;
г) планово-отчетную документацию;
д) технологическую документацию;
7. Порядок комплектования штата школьной
библиотеки, регламентированный Уставом школы.
8. В целях обеспечения дифференцированной работы
библиотеки могут вводится должности: заведующий отделом, главный библиотекарь,
главный библиограф, библиограф, медиаспециалист.
9. На работу принимаются лица, имеющие
необходимую профессионально-библиотечную подготовку, соответствующую
требованиям квалификационной характеристики по должности и полученной
специальности, подтвержденную документами об образовании и квалификации.
10. Работники библиотек могут осуществлять
педагогическую деятельность, совмещение библиотечно-информационной и
педагогической деятельности осуществляется работником библиотеки только на
добровольной основе
11. Трудовые отношения работников библиотеки
и общеобразовательного учреждения регулируются трудовым договором, условия
которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
Права и обязанности работников
библиотеки.
1. Работники библиотеки имеют право:
- самостоятельно выбирать формы, средства и
методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и
воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в
Уставе школы и положении о школьной библиотеке;
- проводить в установленном порядке
факультативные занятия, занятия и кружки библиотечно-библиографических знаний и
информационной культуры;
- определять источники комплектования
информационных ресурсов;
- изымать и реализовывать документы из фондов
в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
- определять в соответствии с правилами
пользования школьной библиотекой, утвержденными директором школы, виды и
размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
- определять перечень платных услуг;
- вносить предложения директору школы по
совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирование
работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных
обязанностей работников библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным
с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на
компьютере);
- в соответствии с законодательством
Российской Федерации участвовать в работе библиотечных ассоциаций или союзов;
- на конкурсной основе участвовать в
реализации региональных и международных программ развития информационного и
библиотечного дела;
- участвовать в управлении школой в порядке,
определяемом Уставом школы.
- на
ежегодный отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с
коллективным договором или иными локальными нормативными актами;
- на представление к различным формам
поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренных для работников
образования и культуры;
- на повышение квалификации;
2. Работники библиотеки обязаны:
- обеспечить пользователям возможность работы
с информационными ресурсами библиотеки;
- информировать пользователей о видах
предоставляемых библиотекой услуг;
- обеспечить научную организацию фондов и
каталогов;
- формировать фонды в соответствии с
утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными
программами школы, интересами, потребностями и запросами пользователей
библиотеки;
- совершенствовать
информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
- обеспечить сохранность использования
носители информации, их систематизацию, размещение и хранение;
- обеспечить режим работы библиотеки в соответствии
с потребностями пользователей и работой школы;
- отчитываться в установленном порядке перед
директором школы или заместителем директора по УВР
|